Йога

    Йога и медитация

 

    Любой среднестатистический житель запада уже что-то слышал о йоге. Кто-то рассматривает ее как средство похудеть или восстановить утраченную потенцию, кто-то - как лекарство от всех болезней или как путь к долголетию. Кто-то при ее помощи желает «раскрыть чакры», «настроить лептонные вектора» или еще что-то в этом духе… Но человек по-настоящему серьезный понимает, что за всеми этими хитрыми техниками должно скрываться нечто другое - то, что позволило йоге пронести свои тайны сквозь тысячелетия. Систем физического самосовершенствования в древности было много - японская «окинава-тэ», китайские «тайцзи-цюань» и «цигун», греческие, славяно-горицкие комплексы упражнений… Но ни одна из них не оказалась столь же «живучей» и стойкой, как йога. В чем же секрет?

    Сведения о йоге в виде разрозненных фрагментов и высказываний рассеяны по всем Упанишадам. Впервые собрал их воедино великий мудрец древности - философ, ученый-лингвист Патанджали. Он свел их в единую систему, которую назвал «Аштанга-йога» («Йога из восьми ступеней»).

    Само слово «йога» переводится как «соединение, связь» и означает восстановление разорванной связи человека и Бога. С глубокой древности мудрецы искали путь, как заново «связать» живые существа со Всевышним. Ими было разработано несколько способов, каждый из которых получил название «йога». Видов йоги много. Классические ведийские школы выделяют карма-, гьяна- и бхакти-йогу. Патанджали говорит о крия-, хатха- и раджа-йоге (другое название - дхьяна-йога). Последователи тантрических учений занимаются кундалини-йогой. Вкратце расскажем обо всех этих видах.

 

    Аштанга-йога Патанджали.

     Она состоит из восьми ступеней, которые объединены в три большие группы.

 Крия-йога (подготовительный этап). 

  1. Йама - запреты, то чего человек должен избегать в повседневной жизни (принципы ненасилия, нестяжательства и т.п.).

  2. Нийама - правила внутренней и внешней чистоты (физическая чистота тела, изучение Вед и т.п.).

     Хатха-йога  

  1. Асана - физические упражнения, позволяющие очистить энергетические каналы в теле и восстановить правильное дыхание.

  2. Пранайама - дыхательные упражнения, которые помогают йогу уравновесить ум.

     Раджа (дхьяна) -йога 

  1. Пратйахара - практика аутотренинга, позволяющая человеку погрузиться в себя и отвлечь ум от объектов внешнего мира.

  2. Дхарана - кратковременное сосредоточение на мысленном объекте. Первые попытки представить себе Бога, как Его описывают Священные Писания.

  3. Дхйана - устойчивая медитация на образ Господа в форме Сверхдуши.

  4. Самадхи - полная погруженность в медитацию, во время которой йог может оставить тело и обрести освобождение.

     Аштанга-йога в наши дни во многом утратила актуальность из-за своей колоссальной сложности. Многие процедуры, относящиеся к очищению тела, опасны для жизни и могут проводиться только под руководством опытного гуру. А непосредственная линия ученической преемственности, тянущаяся от Патанджали, оборвалась еще в седьмом веке, на мудреце Натха Муни (точнее, на одном из его учеников). Для наших дней рекомендуется другой вид медитации - повторение Харе Кришна. Для этого вида медитации не существует никаких строгих правил и ограничений.

 

    Тантрическая кундалини-йога также слишком сложна. Да и цель ее не столько достичь совершенства жизни, сколько развить в себе мистические способности. Эта йога имеет дело с черной магией, поэтому ее никак нельзя отнести к истинным видам йоги.

 

    Карма-йога.

    Эта система подробно описана в «Бхагавад-гите». Смысл ее в следующем. Человек, ведущий образ жизни, далекий от идеального, принимает решение упорядочить свою жизнь. Он начинает жертвовать деньги, силы и имущество на добрые дела. Поначалу им движет стремление разбогатеть или родиться в следующей жизни на райских планетах. Но по мере того, как он ведет такой образ жизни, у него постепенно возникает все более отстраненное отношение к собственности. Он продолжает работать - но не для того, чтобы наслаждаться заработанным, а ради того, чтобы просто жертвовать. Со временем человек начинает понимать, что в этом мире он на самом деле ничем не владеет. Тогда он понимает первый закон Ишопанишад:

«Все живое и неживое находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что выделено ему как доля и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому все принадлежит».

    С этого начинается его путь развития духовного знания.

 

    Гьяна-йога.

    Суть ее в том, что человек пытается постичь Бога, изучая Веды. Веды - колоссальный свод писаний, поэтому, чтобы понять их, нужно обладать фантастической памятью. Гьяна-йоги пытались увеличить ее объем, практикуя образ жизни, полностью исключающий сексуальные отношения. Запоминая тексты Вед и размышляя над ними, йог пытается постичь их суть, прочувствовать их. Высшая цель этого вида йоги - осознать: «Я есть дух». В «Бхагавад-гите» говорится: «Достигший этого уровня, никогда не скорбит и не имеет никаких желаний. Он одинаково относится ко всем живым существами. Такой человек получает право служить Мне [Кришне] с любовью и преданностью».

 

    Бхакти-йога.

    Этот вид йоги основан на непосредственном служении Богу, развитии бескорыстной любви к Нему, и включает в себя девять основных методов служения: слушание о Боге, прославление Бога, памятование о Боге, посещение святых мест, храмовое поклонение, вознесение молитв, практическое служение (труд, посвященный Богу), отношение к Богу как к лучшему другу, и полное самопожертвование ради Бога. Практика бхакти-йоги характеризуется постепенным возрастанием роли эмоций, когда йог начинает испытывать подлинные глубокие чувства по отношению к Господу. Высшей ступенью этой практики является служение в абсолютной чистой любви, не оскверненное никакими примесями, вроде ожидания в награду материальных благ. До этой стадии не доводит ни один другой вид йоги, поэтому бхакти-йога считается высшей.

 

Сайт управляется системой uCoz