Шрила Прабхупада и гуру ИСККОН

Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Основатель Международного общества сознания Кришны
и его последователи

 

        Согласно всем священным писаниям мира, без духовного учителя невозможно достичь Бога. Так в евангелии от Иоанна (14.6) говорится: "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня". В "Бхагават-гите" (4.34)  Кришна дает прямое наставление: "Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Самореализованные души способны дать тебе знание, ибо они видят истину". Поэтому принцип служения гуру является основополагающим на пути достижения самореализации.

        Но ведические писания призывают нас быть как можно осмотрительнее в выборе духовного учителя, напоминая, что "если один слепец ведет других слепцов, в конце концов, они все вместе упадут с обрыва", иначе говоря, гуру должен обладать определенными качествами (прежде всего - преданностью Богу), иначе наше предание ему бессмысленно, а порой и опасно. Прежде чем принять духовного учителя и быть готовым без рассуждений следовать его наставлениям, необходимо выяснить - является ли этот человек по-настоящему святым, или только рядится в одежды святого. Есть такая мусульманская шутка: "Делай то, что мулла говорит, а не то, что он делает". Если так называемый "гуру" призывает нас к отречению от всего мирского, а сам не может отказаться от спиртного или секса - стоит ли следовать его наставлениям? Еще простой способ отличить самозванного духовного учителя от настоящего - деньги. Просит ли платы за свои наставления достигший совершенства в духовной жизни и, следовательно, понявший всю иллюзорность удовольствий этого мира? Гуру может принимать пожертвования - на развитие проповеди или строительство храмов Господа, но НИКОГДА не просит ничего для себя. Искренний ученик может посвятить всю жизнь служению своему духовному учителю, но прежде чем стать учеником, необходимо провести тщательный анализ качеств своего будущего духовного учителя. Обратимся к Ведам:

Кто же эти великие чистые преданные, о ком мы говорим? В кругу таких преданных никогда не услышишь разговором на мирские темы - о политике, жизни общества и т.п. Чистые преданные беседуют только о качествах, воплощениях и деяниях Верховной Личности Бога. Они всегда прославляют Господа и поклоняются Ему с неослабным вниманием. Общаясь с чистыми преданными и смиренно внимая их беседам, даже тот, кто желает слиться с бытием Абсолютной Истины, со временем откажется от этого намерения и посвятит себя служению Господу Васудеве. (Шримад Бхагаватам, 5.12.13)

Тот, кто остается невозмутимым, терпя тройственные страдания, кто не восторгается, когда к нему приходит счастье, и кто избавился от привязанностей, страха и гнева, называют мудрецом, обуздавшим свой ум. (Бхагавад-гита, 2.56)

Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, совершение аскезы, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы, о сын Бхараты, божественные качества праведных людей, наделенных божественной природой. (Бхагавад-гита, 16.3)

Уравновешенный человек, способный контролировать речь, совладать с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире. (Шри Упадешамрита, 1)   

        Согласитесь, что за таким человеком не страшно идти по пути духовной жизни. Именно такой духовный учитель способен привести нас к высшей цели - возвращению домой, обратно к Богу.

 

        Ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны, А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, или Шрила Прабхупада, как его любовно называли ученики, явил всему миру пример удивительного духовного учителя, способного приводить тысячи обусловленных душ на путь преданного служения Господу.

        Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада явился в этот мир в 1896 году, в Калькутте (Индия). Там же, в Калькутте, в 1922 году, он впервые встретился со своим духовным учителем Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами. Бхактисиддханте Сарасвати, выдающемуся философу и основателю шестидесяти четырех Гаудия-матхов (ведических обществ), понравился образованный молодой человек и он убедил его посвятить свою жизнь распространению ведического знания. Так он стал духовным учителем Шрилы Прабхупады, который 11 лет спустя принял от него официальное посвящение в ученики.

        При первой их встрече Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур попросил Шрилу Прабхупаду распространять ведическое знание на английском языке. В последующие годы Шрила Прабхупада помогал в работе Гаудия-матха, написал комментарий к "Бхагавад-гите", а в 1944 году начал выпускать журнал на английском языке под названием "Back to Godhead" ("Обратно к Богу"), выходивший два раза в месяц. В настоящее время его ученики продолжают выпускать этот журнал более чем на тридцати языках мира.

        В 1947 году общество Гаудия-вайшнавов, отдавая дань философским познаниям Шрилы Прабхупады и его преданности Богу, присвоило ему титул "Бхактиведанта" (бхакти - преданность, веданта - тот, кому известна конечная цель Вед). В 1950 году, в возрасте пятидесяти четырех лет, Шрила Прабхупада отошел от семейной жизни, приняв ванапрастху, чтобы посвятить все свое время научным занятиям и литературному труду. Он поселился в священном городе Вриндаване, где жил в очень скромной обстановке в знаменитом храме Радха-Дамодары. В 1959 году он отрекся от мира, приняв санньясу. Именно в храме Радха-Дамодары Шрила Прабхупада начал работу над своим шедевром - многотомным переводом и комментарием к Шримад Бхагаватам ("Бхагавата-пуране"), классическому философскому произведению на санскрите, состоящему из восемнадцати тысяч стихов.

        В 1965 году, опубликовав первые три тома "Шримад Бхагаватам", Шрила Прабхупада отправился в США, чтобы исполнить миссию, возложенную на него духовным учителем. В последующие годы он выпустил более шестидесяти томов переводов, комментариев и обзорных очерков индийских классических трудов по философии и религии.

        В сентябре 1965 года, когда Шрила Прабхупада на грузовом судне прибыл в Нью-Йорк, он не имел практически никаких средств. Прожив в США почти год и преодолев немало препятствий, в июле 1966 года он основал Международное общество сознания Кришны (International Society for Krishna Consciousness - ISKCON). Когда он покинул этот мир (14 ноября, 1977 года), общество, основанное им, представляло собой всемирную конфедерацию, состоящую из более чем ста ашрамов, школ, храмов, институтов и сельскохозяйственных общин.

        В 1968 году Шрила Прабхупада основал в США первую экспериментальную ведическую сельскохозяйственную общину. Воодушевленные успехом этого начинания, его ученики с тех пор создали множество подобных коммун в Соединенных Штатах и за их пределами.

        Кроме того, Шрила Прабхупада был вдохновителем постройки нескольких больших международных центров в Индии. Вокруг центра в Шридхаме Майапуре (Западная Бенгалия) запланировано возвести духовный город; осуществление этого проекта займет несколько десятков лет. Во Вриндаване построен величественный храм Кришна-Баларамы и гостиница для паломников со всего мира. Крупные культурные и образовательные центры ИСККОН находятся в Бомбее, Дели и многих других больших городах Индии.

        Однако самое важное из того, что Шрила Прабхупада оставил людям, - это его книги. Высоко оцененные учеными за их авторитетность, глубину и ясность изложения, они служат учебниками во многих колледжах и университетах. Его труды переведены более чем на 75 языков мира. "Бхактиведанта Бук Траст" (издательство, основанное им в 1972 году) является самым большим издательством в мире, публикующим труды по индийской философии и религии.

        Всего за 12 лет, невзирая на свой преклонный возраст, Шрила Прабхупада объехал вокруг света четырнадцать раз, читая лекции на все пяти континентах. Но, несмотря на предельную занятость, он никогда не прекращал писать свои книги. Произведения Шрилы Прабхупады составляют подлинную энциклопедию ведической философии, религии, литературы и культуры.

        Каждая книга Шрилы Прабхупады - удивительное произведение, совершенное в своей строгой законченности. Его книги обладают необыкновенным свойством - менять сердца людей. Множество людей во все времена, в Индии и за ее пределами знакомились с принципами "Бхагавад-гиты", восхищались красотой ее стихов, но действительно жили в соответствии с ее наставлениями лишь единицы. Но "Бхагавад-гита как она есть" Шрилы Прабхупады действительно изменила сознание тысяч и тысяч людей, заставив их по новому взглянуть на мир и свое место в нем - и начать жить так, как хочет от нас Господь. И такое можно сказать о любой книге Шрилы Прабхупады.

 

ИСККОН сегодня

        Незадолго до своего ухода из этого мира в 1977 году Шрила Прабхупада выбрал из числа своих учеников 11 человек, ставших после его ухода инициирующими гуру. Сейчас в ИСККОН около сотни духовных учителей, проповедующих в разных уголках мира. Не все из них являются санньяси (людьми, принявшими отречение от мирской жизни), но каждый посвятил свою жизнь служению миссии Шрилы Прабхупады - распространению Сознания Кришны среди падших душ этого мира.

        В России проповедует около двадцати духовных учителей. Каждый из них служит образцом не только сознания Кришны, но и удивительных, даже с точки зрения обычного человека, качеств. Каждый в полной мере обладает качествами гуру и является достойным наследником Шрилы Прабхупады.

Узнать о приезде духовных учителей Международного общества сознания Кришны в Россию можно у секретаря храма Кришны в Москве: (095) 739-43-77

Сайт управляется системой uCoz